на главную
назад вперед

Укревы и еврусы

Две странички в записной книжке.

Лет десять тому, когда баба Соня была еще жива и при памяти, я записал эти несколько строчек с ее слов, а сейчас нашел. Оказывается, бабысонина мама, а моя прабабушка Зина была Златой Яковлевной Аксельрод, а прадед - Михаил - Моисеем Борисовичем Гринберг. И, о чудо! Как только я прочел эти звучные фамилии, сразу же великое сообщество Аксельродов, не исключая и известного революционера-меньшевика, и не менее обширное Гринбергов и Гринбергш - заулыбалось мне по-родственному.

Был, правда, один случай, когда наша соседка мадам Гринбергша по прозвищу “Лошадь” сцепилась с моей бабушкой, а дед Яша бросился их разборонять и случайно попал средним выступающим пальцем кулака прямо в лоб Давиду, ее мужу, мужу Лошади. Но это было коммунально, по-соседски. Без проклятий, основанных на наследственных воспоминаниях, без родственной злобы, потому что ни Лошадь, ни Давид Гринберг, ни тем более я - пятилетний мальчик, не знали бабу Соню, как Софью Михайловну Гринберг, и потому не рылись в “грязном белье”, а знали как “Директоршу”, по мужу Беерову, урожденную, т.е. по метрике - С.М. Алексееву.

Я понял, что русский я только наполовину, а вторая, аксельрод-гринберговая часть тоже весома и приближается к 50%, и это значительно больше той доли, которую я предполагал раньше.

Увеличение еврейской составляющей в моем сознании происходило постепенно. Пока баба Соня была Алексеева, а дедушка - тоже непонятно кто, уровень моего еврейства составлял от 8 до 16%, и это не отражалось на мировоззрении.

Повышение индекса Аксельрода-Гринберга до 50%, а если учесть татаро-монгольскую и другие примеси - то и до величины контрольного пакета, - обусловил переворот, этакое национальное сальто-мортале.

Я нашел, что я не русский с примесью еврейского, не “жулик с изюмом”, а обрусевший еврей, маца с заварным кремом, “Наполеон”.

Если бы Соня была жива и прочла мои расчеты, она наверняка бы спросила:

- Что ж ты не писал это тогда? А теперь, когда каждое “Г”, каждый бандит, кричит, что он жидолюб, и находит у себя полоумную бабушку на вывоз, так и ты?!

Где ты был раньше со своими процентами?.. Новое дело! Они теперь без мыла лезут в теплое место еврейского народа, так и ты туда же? А завтра им надо будет нефть, так что ты думаешь, они не закроют лицо от стыда этой тряпкой и не продадут бомбы на головы твоих детей в Израиле?”

Что ответить? А-а! Хотя жидолюбие - это как социализм, первый этап перехода к коммунизму. Любие - уже лучше. Там, даст бог: и великая дружба пойдет. Дай бог.

А проценты – конечно, глупости. И понимание того, кто ты: китаец или негр, тоже по сути не так важно. Важно другое. Не пренебрежение и ненависть к чужому, а сострадание и пристальное внимание, вхождение в свой народ, не в русский, украинский или еврейский в отдельности, а в тот и другой, и третий вместе, в наш Советский Киево-Подольский народ, проживающий во всех уголках, и у вас тоже.

назад вперед
© 2011, Текст С. Черепанов / Дизайн О. Здор
Web - В. Ковальский